Депрессия "вершины"Известной аналогией предыдущего типа депрессии (депрессия нервного истощения) является "депрессия победителя" - Entlastungsdepression - описанная Э.Бейлером. Впрочем, как одна, так и другая форма является следствием долговременного эмоционального напряжения в соединении с перенапряжением системы саморегуляции организма. Только в случае депрессии истощения это заканчивается поражением (depressio calamitatis), а в случае депрессии победителя (depressio victoriae).
читать дальшеЭто действительно депрессия "вершины": она наступает в тот момент, когда спустя многие годы сильнейшего напряжения и труда человек неожиданно достиг цели, о которой так долго мечтал (например: стал профессором, построил дом, написал книгу своей жизни или добился любви, казавшейся невозможной). Часто при этом типе депрессии наблюдается явление социальной индукции. Например, одновременно с мужем, ставшим профессором, состояние депрессии возникает у его жены, поскольку они вместе в течение многих лет жили только этой целью. Теперь, когда они достигли желанной цели, перед ними возникла пустота. (...)
В депрессии этого типа обнаруживается одна из самых характерных черт человеческой натуры: она не терпит покоя. Человек должен к чему-то стремиться, а когда достигает своей цели, то обычно чувствует беспокойство, пустоту, ощущение того, что "что-то не так", заставляющее его идти дальше. В море, на закате часто возникает впечатление, что можно доплыть до самого огненного шара Солнца, но это совершенно невозможно. Так же и в жизни: мы постоянно к чему-то стремимся, но конечной цели достичь не можем. Такого же рода чувства беспокойства и пустоты охватывают нас после удовлетворения основных биологических потребностей. (...)
Такого типа депрессии являются характерными для людей, занятых напряженным творческим трудом: после периодов творческого подъема у них часто наблюдаются периоды застоя. Тогда они начинают жаловаться на ощущение внутренней пустоты. Работа у них не идет, они недовольны своим делом и собой, у них исчезают куда-то все творческие замыслы. Многие стараются преодолеть этот период с помощью алкоголя. Депрессии такого типа бывают настолько глубокими, что могут закончиться попытками самоубийства. Противоположностью для них являются состояния творческого подъема, когда человек испытывает вдохновение, когда в голове у него легко рождаются новые замыслы, когда работа приносит удовлетворение.
Очевидно, что описанные выше состояния изменения творческой активности можно отнести как к нормальным колебаниям настроения, так и к колебаниям с патологической амплитудой, свойственной циклофрении. Кажется, что творчество требует настолько больших усилий человеческого организма, что здесь могут существовать особые закономерности. Стоит упомянуть, что по природе своей творчество близко к изменчивости жизненной активности. Обычно после периода интенсивного творческого труда наступает период стагнации, в определенном смысле необходимый для глубокого отдыха организма. Творчество требует модилизации всех сил организма для создания как можно большего числа функциональных структур, а затем для принятия решения (из множества идей выбрать лучшую) и, в конце концов, для реализации выбранной идеи, нередко требующей длительного кропотливого труда.
Творчество требует огромной напряженности процессов информационного метаболизма. Творчество как будто требует выхода за пределы ежедневного ритма, за пределы отлаженных структур. Оно ищет новые и необычные пути. Привычный порядок должен быть разрушен и на его месте должен возникнуть новый. При этом неизбежно приходится сталкиваться с сопротивлением окружения, которое должно быть изменено под воздействием творческого усилия. Кроме того, необходимо преодолеть инерцию прежних, традиционных отношений человека с окружением.
При лечении творческих депрессий важным является помочь больному понять природу естественного ритма творческого труда, причину его взлетов и падений". А.Кемпинский. "Меланхолия".