понедельник, 06 июня 2011
Задумавшись о роли разных "этажей", почувствовал очередной прилив энтузиазма. Первый этаж - "универсализированный", приспособленный ко всему. Применяется везде и повсюду, определяет и контролирует все по умолчанию, причем это бывает настолько органично, что может становиться почти незаметным, как незаметны усилия в высоком искусстве - потому что и так все с этим сплетено, и не торчат острые углы. С другой стороны, будучи "универсализированным", он и "незаметен", и невзначай сшибает наполвал, в зависимости от ситуации. "Отвергнутые" же полюса дихотомий, также кооперируются в пару на втором уровне, как ведущие - на первом. И в некотором роде являются внутренними потребностями личности. Чего немного (или много) не хватает, то и требуется. Причем в некотором смысле, сама эта пара почти относится к первой паре, как вторая функция к первой доминирующей - посылает запрос на исполнение чего-либо.
А еще, с удовольствием всегда пытается проявиться - под защитой первой пары.
читать дальшеЯвляется ли это легким стрессом, выводящим нижнюю пару из равновесия, или наоборот комфортным состоянием, когда хочется расслабиться и раскрыться, состоянием отдыха, состоянием подпитки внутренней потребности. Но естественно, что вторая пара не проявляется в полном объеме, как универсальная. Она всегда несколько "сокращенная версия", и вот тут даже легче должно быть разглядеть некоторую стереотипность. Стереотип может быть сбалансирован в форму шутки, может просто проявляться очень эпизодически и смягченно, а может иметь достаточно болезненные проявления.
Препарируем, например, все тех же "Джеков" (потому что ближе подвернулись, мбти-шную схему, как обычно - напоминание для тех, кто пропустил предыдущие серии).
Модель "Наполеонов" на втором этаже сообщает этому типу, в мбти именуемом "фельдмаршал", оттенок мании величия, это то, что часто их беспокоит, что-то, что, им кажется, они может быть теряют. Ну а болезненное самолюбие - это совсем не то же самое, что полное отсутствие самолюбия. Конечно, это может быть и сознательно сильно подавлено (что и усугубляет проблему "мы что-то теряем"), а может проявляться резче и принципиальней чем у природных "Наполеонов", для которых это все органично, и они не чувствуют, что могут тут что-то терять - они в этом живут. Есть и безопасная форма сублимации. Сознательно же логики не могут относиться серьезно даже к этой внутренней потребности, пока у них все благополучно, они могут сами над этим веселиться и подшучивать. Пока какими-то очень точными ударами по "слабому месту" их не вынудить зарядить какой-нибудь гиперболоид, чтобы сыграть в "царя горы" на кучах шлака, оставшихся от планеты Земля. "Апофеоз!"
На первом этаже подсознания, в глубине души и в первой паре теневых функций, у "Джека" сидит "Бальзак". И он довольно-таки стереотипно мрачен (по крайней мере, именно в эти моменты его легко заприметить). И этот "Бальзак" омерзительно трезво уверен в том, что "мы все умрем". Сознательный блок на этот счет обычно цинично отвечает: "ага, ну и что?" и "пошли устроим по этому поводу вечеринку!" В скверном и загнанном внутрь себя состоянии "Джеку" определенно будет очень паршиво. Потому что "Бальзак" там хоть и не универсальный, что отлично сознается в нормальном состоянии, зато плохо контролируемый.
Впрочем, еще хуже контролируем "Драйзер" - во внутренних потребностях подсознания, хорошо, что его голос приглушен всеми остальными. Но совсем в глубине души "Джеки" - моралисты. С совсем плохим чувством юмора. Не лучше чем у Влада нашего Цепеша (повторимся, природные "Драйзеры" в этом гор-раздо разумнее, органичнее и душевнее, у "Джеков" же это в некотором роде будет похоже на формализацию и "математический подход" и веселое пускание отравляющего газа в нос "толстомордым предателям", перешедшим "на нашу сторону" - и какой же в этом кайф!..).
Попробуем то же самое провернуть с "Драйзерами". (Нарисовать перевертыша).
На втором этаже у "Драйзера" сидит "Бальзак", "которого мы иногда теряем" В смысле, "Драйзеры", а не "мы" Бальзак несколько стереотипен, он очень серьезен и раскладывает все по полочкам (хотя сам по себе и не рационал, но это логично, и как еще бороться с этой черной интуицией, выдающей слишком много вариантов сразу?). И это выражение внутренней потребности - разложить по полочкам, в частности, и собственную этику с сенсорикой.
На первом этаже подсознания подкарауливает "Наполеон", всегда готовый нести что-то в массы и "просвещать", и облагодетельствовать этим всех подряд. И он довольно-таки плохо управляем. Хотя сознание, когда оно не в обмороке, легко справляется и с ним. Не загоняйте "Драйзера" в себя - именно тогда и получите очень деспотичного мессию.
Внутренняя "недостижимая" потребность подсознания - умять все это в рамки "черной логики" и абстрактной интуиции - чтобы все это стало чем-то математическим. На этом уровне, если довести "Драйзера" до акцентирования на нем подавлением всех прочих "этажей", он становится таким циником, какие не снились никаким "Джекам". Это будет очень стереотипный прагматизм, с блэк-джеком и... в общем, вы поняли.
По идее, по многим другим "каналам дрейфа", вбок, по косой, и т.п. могут выстраиваться другие диаграммы, чтобы в конечном счете все действительно превращались во всех, в разных состояниях. Но эти четыре состояния должны быть наиболее прямыми и естественными. И поскольку в купированном виде стереотипы заметить даже проще, рассмотрение типа "пачкой" четырех состояний, должно хорошо помогать при определении и самоопределении, вместо того, чтобы сбивать гипотезами о масках. Это не маски, это совершенно естественные состояния, надо только разобраться в планах - что универсальное, что со второго плана, что с третьего и даже с четвертого.
Роспись уровней для каждого типа в предыдущей записи: 1241.diary.ru/p161529542.htm