Люблю Павлова, и методичен, и пишет красиво
"В заключение - несколько слов о частоте принимаемых нами типов среди той массы собак, которые, без различия пород, прошли через наши лаборатории при изучении условных рефлексов. Наиболее частыми являются
слабый тип во всех его вариациях и
живой, сангвинический; затем
безудержный, холерический, и всего реже
спокойный, флегматический.
Опираясь на элементарность физиологических основ классификации типов нервной системы животных, надо принимать те же типы в людской массе, что уже и сделано классической греческой мыслью. Поэтому классификация психологических типов Кречмера, нашедшая почти всеобщее признание, особенно у психиатров, должна быть признана ошибочной или недостаточной. Типы Кречмера взяты с клинических больных. А разве нет совершенно здоровых людей, и все люди непременно должны носить в себе зародыш нервных и душевных болезней?
Его типы только часть всех человеческих типов. Его циклотимики - это наш возбудимый, безудержный тип, холерики Гиппократа. Его шизотимики - это наш слабый тип, меланхолики Гиппократа.
читать дальшеТак как у первого нет соответствующего умеряющего и восстанавляющего процесса, процесса торможения, его раздражительный процесс часто и чрезвычайно переходит за предел работоспособности клеток больших полушарий. Этим обусловливается нарушение правильной смены нормальной работы с нормальным отдыхом, проявляясь в крайних болезненных фазах возбужденного и тормозного состояний как в отношении их напряжения, так и их продолжительности. Отсюда при особенно трудных жизненных обстоятельствах, или в случае некоторых неблагоприятных условий организма в окончательном результате - маниакально-депрессивный психоз.
У второго типа слабы оба процесса, и для него поэтому прямо невыносима как индивидуальная, так и социальная жизнь с ее наиболее резкими кризисами, приходящимися большей частью как раз на молодой, еще несладившийся, неокрепший организм. А это может вести, и часто ведет, к полному разрушению верхнего отдела центральной нервной системы, если счастливые случайности жизни, а больше всего охранительная функция тормозного процесса, не защити его в трудное время от гибельного перенапряжения. Законно допустить, что для тех представителей слабого типа, которые кончают шизофренией, имеются и какие-нибудь специальные условия вроде особенно неправильного хода развития или постоянной самоинтоксикации, производящие особенную хрупкость, ломкость нервного прибора. Основная черта шизотимиков, по Кречмеру, - отчужденность, замкнутость в себе с раннего возраста, не заключает в себе ничего специального, будучи для слабой нервной системы общим показателем чрезвычайной трудности именно социальной среды: откуда и естественное удаление от нее. Не признанный ли повседневный факт, что одно перемещение всевозможных нервный людей в клиники, санатории и т.д., т.е. из обыкновенной их жизненной обстановки - уже есть очень облегчающий и даже лечащий прием?!
Надо прибавить, что замкнутость, отчужденность от общества вовсе не есть исключительная черта шизотимиков, т.е. слабых людей. Могут быть замкнутыми и сильные люди, но на совершенно другом основании. Это - люди с напряженным и вместе с тем односторонним субъективным миром, рано оказавшиеся во власти определнной склонности, сосредоточившиеся на одной задаче, пораженные, увлеченные одной идеей. Им другие люди не только не нужны, а даже мешают, отвлекая их от их главнейшего жизненного интереса.
И между циклотимиками (как сильными), естественно, не мало вликих людей: но они (как неуравновешенные), понятно, особенно нервно-ломки. Отсюда широко распространенная и горячо обсуждаемая тема: гений и помешательство.
А затем следует, конечно, масса людей более или менее, а то и чрезвычайно, сильных и уравновешенных, флегматиков и сангвиников, которые делают истрию человечества, то систематическим более или менее мелким, но неизбежным трудом во всех областях жизни, то подвигами ума, высоких чувств и железной воли. Конечно, что касается великих людей, как они ни сильны, и тут возможны срывы, так как масштаб их жизненной деятельности чрезвычайный, а всякой силе есть свой предел". И.П.Павлов "Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека"