Съездил с Линор и ее семейством разобрать отцовскую витрину на "Традиции". Парковались полчаса, объехав трижды вокруг Манежа. Все время ждал, когда кто-нибудь в кого-нибудь врежется, мысленно напевал "Life on Mars" и откровенно чувствовал себя Сэмом Тайлером, которому зверски хочется проснуться. Не люблю такие возвращения в прошлое, оно как будто покушается на настоящее и на нормальное течение времени - как пресловутый временной пузырь, которому лучше оставаться на своем месте. Заодно подумывал, что если проснусь, черта с два кто-нибудь дождется, чтобы я сиганул с крыши.
Но тут айсберг в моей голове перевернулся, и я сообразил, что на самом деле сделал это давным давно, когда оказался в своей новой жизни десять лет назад, из которой не хочу возвращаться к прошлому и "ненавижу эту радиостанцию". Тут, "на Марсе" все очень даже неплохо и весело, и жизнь продолжается. А на Земле выцвела и застыла.
И это при том, что я с большой признательностью отношусь ко многим людям из этого прошлого. На самом деле. Но они существуют в другом измерении.
И традиции традициями, но я во многом чувствую себя все-таки разрушителем, зажечь огонь или погасить - это нормально, но поддерживать - увы, не заложено в природе. Несмотря на то, что отец был историком, интересовался историей семьи и традициями, на самом деле он был таким же. Он интересовался всем этим, когда не интересовался никто. Если бы он поддерживал семейные традиции буквально, то был бы врачом (пусть даже военным). Но его понесло в художники и военные историки - это была своего рода революция. Если бы семейных традиций придерживалась моя матушка, она была бы ученым, но ее тоже понесло в художники. Если бы традиции поддерживали мой дед и прадед (по прямой линии), они были бы священниками, и если бы у прадеда была хоть какая-то осторожность и склонность играть по правилам, он бы не смылся из красной армии в белую, а потом не отказался бы эмигрировать. Обалдев от такой непосредственности, его даже не тронули (наверное, только пальцем у виска втихую покрутили), ну и официально он конечно всегда скрывал, что его первая жена, матушка моего непосредственного деда, кстати, была сестрой милосердия в армии Деникина. Какое-то время он вообще скрывал этот первый брак, но опять же как-то условно и рассеянно. Дед, по-моему, так этого и не заметил, заметили только те, кто читал официальные автобиографии.
Входить в одну реку дважды или не входить - вопрос стоит совсем не так. Поворачивать реки вспять или перекрывать плотинами и превращать в болото - почему-то именно это называют обычно традицией. Представить возвращение реки "к истокам" - физически это та еще муть. Очень наглядная.